Совершенствование разработки проектов строительства (часть 3)
Работая в университете и проводя занятия на старших курсах (4 и 5), я постоянно приглашал желающих начать изучать свою будущую профессию на практике, индивидуальное проектирование, разработка концепции проекта. Это важные этапы создания проектной продукции. Желая из них отобрать лучших для обучения ремеслу проектировщика, я отбирал кандидатов для аспирантуры. Обычно приходило сразу 5-10 человек, но через несколько дней иногда и недель, их количество резко сокращалось до 1-3 человек, которые задерживались дольше, иногда на несколько лет. Учить их было сложно по нескольким причинам. Самое главное у них не было острого желания учиться, так как они еще не осознали необходимости в нем. Основная масса студентов спокойно ходила на занятия, продолжая школу общения, развлечения и отдыха, а тут напрягаться, ограничивать себя во времени на это все. Это, как загодя готовиться к зиме, когда вокруг лето и тепло, поют птички, светит солнышко и еще нет опыта холодов. Это уже на второй-третий сезон человек, если выживет, начнет готовиться заранее. Так и студенты. На генетическом уровне у них нет понятия, что надо, как можно раньше начинать учиться, чтобы потом выжить! Это есть у студентов давно прошедших школу капитализма не в первом поколении. Они понимают, зачем они пришли в университет и что им тут необходимо. Я помню свой опыт первого контакта с такими студентами из Германии в 1986 – 1987 годах в «Bauhochschule», города Котбус. Я был удивлен, что никто из студентов за 15 минут не напоминал, что «уже звонок» и после лекции не стремился быстрей покинуть аудиторию, а обступали кафедру лектора, задавая уточняющие вопросы по теме лекции. Они тратили свое время и деньги на обучение и знали, что все полученные знания они обменяют на более высокие зарплаты на производстве. У нас такого не было, да нет и сегодня. Кроме того, был и остается очень низкий уровень подготовки в университете своей будущей профессии. У наших студентов нет даже базовых знаний для того, чтобы учиться проектировать. Основой для чего должны быть: 1. навыки применения компьютеров и знание проектных программ Автокад, Архикад; 2. Знание основ проектирования металла, железобетона, фундаментов, архитектуры. Но студенты, да и выпускники, и сегодня не знают этого, а в те годы и подавно ничего не знали. Индивидуальное проектирование, разработка концепции проекта для них это «Терра инкогнито»
Так вот, из оставшихся я пробовал сделать проектировщиков, взяв их на обучение на 3 года и приставив к ним опытных наставников, которым добавил за обучение молодежи по 10% к зарплате, научив понятиям индивидуальное проектирование, разработка концепции проекта.